Дрейер, Карл Теодор / Carl Theodor Dreyer (1989-1968).

Дрейер, Карл Теодор / Carl Theodor Dreyer (1989-1968). 

Сообщение gera » Чт дек 13, 2018 6:06 pm

Изображение

Карл Теодор Дрейер (дат. Carl Theodor Dreyer, 3 февраля 1889, Копенгаген — 20 марта 1968, там же) — датский кинорежиссёр-новатор, один из наиболее значительных мастеров европейского киноискусства.

Биография и творчество
Карл Теодор Дрейер родился 3 февраля 1889 года в Копенгагене. Его мать, Жозефина Бернардина Нильссон, родом из Скании, служила у его отца, фермера Енса Кристиана Торпа, который отказался усыновить мальчика. Первые два года жизни он провёл в приютах, пока его не усыновила датская семья Дрейеров — типографский служащий Карл Теодор-старший и его жена Ингер Мари (урождённая Ольсен). В их доме царили строгие лютеранские нравы.

В восемнадцать лет, завершив обучение в классической гимназии лучшим учеником класса, Дрейер навсегда оставляет приёмный дом. Одно за другим он меняет несколько мест службы, пока наконец не устраивается в ежедневную газету либералов «Политикен», где пишет статьи о кино, театре, литературе, ведёт колонку судебной хроники. Карл начинает сотрудничать с редакциями престижных и популярных газет Копенгагена. И в зрелые годы, будучи уже известным всему миру кинематографистом, он не оставлял журналистики.

На киностудию «Нордиск» он пришел в 1912-м, причём начинал в качестве автора титров, редактора, разработчика сюжетов. Вскоре ему доверили писать сценарии. В период 1912-1919-х гг. по его сценариям было поставлено на разных студиях двадцать два фильма, причём среди режиссёров оказались корифеи датского кино.

В 1918 году Дрейер ставит мелодраму «Президент» по роману австро-венгерского писателя Францоза. Картина отличалась разнообразием мизансцен, мастерством освещения и монтажа. Мелодраматическая история осуждённой по закону молодой женщины-детоубийцы перекликалась с реальными фактами жизни матери самого Дрейера, которая погибла, намереваясь избавиться от второго внебрачного ребёнка.

«Президент» ещё не был представлен публике, как в 1919 году на экраны вышел фильм Дрейера «Страницы из Книги сатаны» по мотивам заметок английской писательницы Мэри Корелли. Кинематографическим прообразом фильма послужила гриффитовская «Нетерпимость» (1916). Датский режиссёр мастерски выстроил сюжет в четырёх последовательно развивающихся новеллах (у Гриффита они развиваются параллельно). Дрейер рассказывает о предательстве Христа, об испанской инквизиции, о Великой французской революции и о революции 1917 года в России, а годом позже — в Финляндии. Он трактовал современные события как воплощение дьявольского начала. При этом Дрейер заявлял: «Я не верю в революции. Они, как правило, обладают печальной особенностью отбрасывать развитие назад. Я больше верю в эволюцию, в маленькие шажки...»

Последующее десятилетие стало самым плодотворным в творческой жизни Дрейера-режиссёра. С 1920 по 1927 год он снял семь полнометражных фильмов. Причём датчанин вынужден был переезжать из страны в страну, чтобы отыскать средства на постановку очередного фильма. Так он снял картины в Швеции, в Германии, в Норвегии.

После замечательного успеха фильма «Почитай жену свою», снятого в Дании в 1925 году, Дрейера пригласили во Францию, где предложили на выбор три исторических сюжета, три женские судьбы (в основе любимых сюжетов Дрейера — идея борьбы против жестокого и несправедливого мира, которую ведёт женщина-одиночка). Отвергнув коронованных особ, режиссёр выбрал Жанну д’Арк. Полтора года велась работа над фильмом. Сценарий по документальным историческим материалам был написан самим Дрейером, но из тактических соображений подписан Жозефом Дельтеем. Датчанин остановился на драматическом финале жизни легендарной Жанны — процессе над нею и последующих приговоре и казни.

Исполнительницу главной роли Марию-Ренату Фальконетти, без которой фильм «Страсти Жанны д’Арк» (1927) представить невозможно, он увидел на сцене в одном из «театров бульваров» — в «Театре де ля Мадлен». «У неё было оригинальное лицо, — вспоминал Дрейер. — Помимо чарующего современного облика в ней было что-то величественное... И я нашел в её лице то, что искал для Жанны д’Арк: простая женщина, очень искренняя и в то же время — женщина, способная на страдание».

Фальконетти согласилась остричь свои прекрасные волосы, чтобы внешне быть похожей на героиню. Поражающая простота её игры и громадная сила темперамента буквально потрясали зрителей. Актриса настолько вошла в свою роль, что в кадрах истязаний Жанны д’Арк впадала в обморочное состояние. Она плакала в моменты съемок допроса без всякого принуждения со стороны режиссёра только потому, что жила внутренней жизнью своей героини.

Рене Фальконетти (сценическое имя актрисы) органично вошла в мужской актёрский ансамбль, мастерски собранный Дрейером. Датчанин высоко ценил систему Станиславского и считал, что, только «растворившись в актёре», можно добиться раскрытия внутреннего мира персонажа. Вся режиссёрская тактика Дрейера неизменно была подчинена созданию атмосферы интимности и сосредоточенности в процессе съёмок.

В фильме преобладают крупные планы героев и самой Жанны д’Арк (оператор фильма — Рудольф Мате). Как и предполагал Дрейер, лицо Фальконетти на экране оказалось настолько выразительным, что способно было удерживать внимание зрителей в течение почти двух часов демонстрации фильма. Зрители искренне сострадали героине.

По требованию парижского архиепископа фильм вышел на экраны в сокращённой версии. Однако даже в таком виде шедевр Дрейера, согласно знаменитому опросу критиков в Брюсселе в 1958 году, вошёл в число двенадцати лучших фильмов всех времён и народов. Им искренне восхищался Сергей Эйзенштейн, назвавший фильм «одной из прекраснейших картин на протяжении истории фильма», и многие классики мирового кино.

С приходом звука в кино Дрейеру становится труднее добывать деньги для своих фильмов. Кинематограф скандинавских стран переживал затяжной кризис. Дрейер возвращается к журналистике. Именно в 1930-е годы им была написана большая часть статей, которые впоследствии стали основой книги «О кино».

После многолетнего отсутствия в Дании Дрейер в 1940 году вернулся на родину, где ему посчастливилось заполучить 250 тысяч крон, сумму в то время значительную, для съёмок фильма. Но именно тогда Дания была оккупирована фашистскими войсками, поэтому картина «День гнева» вышла на экраны только в 1943 году. В её основу была положена пьеса Ханса Виерса-Йенсена «Анна, дочь Петера» о средневековой охоте на ведьм в Норвегии. Этот фильм пережил своё время и по праву считается одним из совершенных созданий режиссёра, восхищая, кроме прочего, медленным и торжественным ритмом повествования, который современниками фильма был отнесён к его недостаткам.

В послевоенную эпоху шестидесятилетний Дрейер, живой классик датского кино, снял серию короткометражных фильмов, среди которых лишь один был игровым. Преследовавшие его всю жизнь проблемы оставались прежними — никто не спешил вложить деньги в следующую постановку.

Из творческого небытия Дрейера вернул Международный кинофестиваль в Венеции в 1955 году, когда новый шедевр режиссёра — религиозно-философский фильм «Слово» — был удостоен «Золотого льва св. Марка». К постановке этого фильма, ставшего триумфом кинематографа «духовного сопротивления», датчанин готовился без малого тридцать лет. В основу замысла был положен сюжет одноимённой драмы датского писателя и лютеранского пастора Кая Мунка: герой картины Йоханнес — провидец, воображающий себя Иисусом Христом, — обретает духовную силу только после того, как осознаёт свою ошибку.

«Каждый кадр «Слова» отличает формальная безупречность, достигающая высшего совершенства, — писал Франсуа Трюффо. — Но мы знаем, что Дрейер не просто «живописец». Картина снята в очень медленном ритме, игра актёров величественна и строга, но и ритм, и игра полностью контролируются режиссёром. Ни один квадратный сантиметр плёнки не ускользнул от бдительного его ока. После Эйзенштейна Дрейер был, несомненно, самым требовательным к себе режиссёром: картины его в законченном виде почти полностью соответствовали тому, что было им задумано».

Строгий, аскетичный в средствах выражения фильм Дрейера о силе человеческой веры, способной вырвать любимого человека у смерти и вызвать мёртвого к жизни, имел огромный международный резонанс.

В Дании выходит сборник статей режиссёра «О кино» (1959), который издаётся вскоре и в Европе. Премьера последнего стилистически изысканного ретро-фильма «Гертруда» (1964) вне конкурса демонстрируется на Международном кинофестивале в Венеции. Теперь Дрейер мог позволить себе заниматься своим искусством: правительство Дании предоставило ему кинотеатр «Дагмар» в Копенгагене, не облагаемые налогами доходы от которого поступали на его счёт.

Дрейер, глубоко религиозный человек, влюблённый в кинематограф, всю жизнь лелеял две мечты: снять фильм «Жизнь Христа» и работать в Голливуде, как его учитель Дэвид Гриффит. В планах режиссёра значилась и экранизация любимого им романа «Доктор Живаго» Пастернака, который он перечитывал не менее десяти раз. Однако этим планам не суждено было сбыться. Карл Теодор Дрейер умер 26 марта 1968 года в Копенгагене от пневмонии. Он похоронен на городском кладбище «Фредериксберг Киергаард».

Карл Теодор Дрейер остаётся в числе неоспоримых классиков мирового киноискусства. «Угрюмый датчанин», «упрямый индивидуалист», «одинокий скандинав», как именовали его критики, стал режиссёром-легендой. «Дрейер вне и выше всяких теорий», — сказал Жан Ренуар. (википедия)

Фильмография:

Сценарист
1912 — Dodsridtet — короткометражка
1912 — Дочь пивовара / Bryggerens datter
1913 — Balloneksplosionen
1913 — Krigskorrespondenter
1913 — Chatollets hemmelighed
1913 — Elskovs opfindsomhed — короткометражка
1913 — Hans og Grethe
1914 — Долой оружие! / Ned Med Vaabnene
1915 — Juvelerernes Skræk
1916 — Penge
1916 — Den hvide djævel
1916 — Den skonne Evelyn
1916 — Rovedderkoppen
1916 — En forbryders liv og levned
1916 — Guldets gift
1916 — Pavilionens hemmelighed
1917 — Den mystiske selskabsdame
1917 — Hans rigtige kone
1917 — Fange no. 113
1917 — Herregaards-Mysteriet
1917 — Hotel Paradis
1918 — Лидия / Lydia
1918 — Glædens Dag
1919 — Председатель суда / Президент / Præsidenten / The President
1919 — Gillekop
1919 — Честь графини / Grevindens ære
1920 — Вдова пастора / Prästänkan / The Parson's Widow — адаптация
1921 — Страницы из книги Сатаны / Blade af Satans bog — в титрах не указан
1922 — Заклейменные / Возлюби ближнего своего / Die Gezeichneten / Love One Another
1922 — Однажды / Der var engang / Once Upon a Time
1924 — Михаэль / Michael — адаптация
1925 — Уважай свою жену / Почитай свою жену / Хозяин Дома / Du skal ære din hustru / Master of the House
1926 — Невеста из Гломдала / Glomdalsbruden
1928 — Страсти Жанны д`Арк / Страсть Жанны д'Арк / La passion de Jeanne d'Arc / The Passion of Joan of Arc
1932 — Вампир: Сон Алена Грея / Vampyr / Not Against the Flesh / Vampyr - Der Traum des Allan Grey
1942 — Помощь матерям / Mødrehjælpen — короткометражка
1943 — День гнева / Vredens dag / Day of wrath — в титрах не указан
1945 — Два человека / Två människor
1946 — Вода из земли / Vandet på landet — короткометражка
1947 — De gamle — короткометражка
1947 — Сельские церкви / Landsbykirken — короткометражка
1947 — Борьба с раком / Kampen mod kræften — короткометражка
1948 — Они добрались до парома / Они успели на паром / De nåede færgen — короткометражка
1948 — Торвальдсен / Thorvaldsen / Thorvaldsen: Denmark's Great Sculptor — короткометражка
1950 — Shakespeare og Kronborg — короткометражка
1950 — Мост Сторстром / Storstrømsbroen — короткометражка
1954 — Замок в замке: Кроген и Кронборг / Et slot i et slot: Krogen og Kronborg — короткометражка
1954 — Ronnes og Nexos genopbygning
1955 — Слово / Ordet — в титрах не указан
1956 — Noget om Norden — короткометражка
1964 — Гертруда / Gertrud
1988 — Медея / Medea

Режиссер
1919 — Председатель суда / Президент / Præsidenten / The President
1920 — Вдова пастора / Prästänkan / The Parson's Widow
1921 — Страницы из книги Сатаны / Blade af Satans bog
1922 — Заклейменные / Возлюби ближнего своего / Die Gezeichneten / Love One Another
1922 — Однажды / Der var engang / Once Upon a Time
1924 — Михаэль / Michael
1925 — Уважай свою жену / Почитай свою жену / Хозяин Дома / Du skal ære din hustru / Master of the House
1926 — Невеста из Гломдала / Glomdalsbruden
1928 — Страсти Жанны д`Арк / Страсть Жанны д'Арк / La passion de Jeanne d'Arc / The Passion of Joan of Arc
1932 — Вампир: Сон Алена Грея / Vampyr / Not Against the Flesh / Vampyr - Der Traum des Allan Grey
1942 — Помощь матерям / Mødrehjælpen — короткометражка
1943 — День гнева / Vredens dag / Day of wrath
1945 — Два человека / Två människor
1946 — Вода из земли / Vandet på landet — короткометражка
1947 — Сельские церкви / Landsbykirken — короткометражка
1947 — Борьба с раком / Kampen mod kræften — короткометражка
1948 — Они добрались до парома / Они успели на паром / De nåede færgen — короткометражка
1948 — Торвальдсен / Thorvaldsen / Thorvaldsen: Denmark's Great Sculptor — короткометражка
1950 — Мост Сторстром / Storstrømsbroen — короткометражка
1954 — Замок в замке: Кроген и Кронборг / Et slot i et slot: Krogen og Kronborg — короткометражка
1955 — Слово / Ordet
1964 — Гертруда / Gertrud

Монтажер
1922 — Однажды / Der var engang / Once Upon a Time
1925 — Уважай свою жену / Почитай свою жену / Хозяин Дома / Du skal ære din hustru / Master of the House
1926 — Невеста из Гломдала / Glomdalsbruden
1928 — Страсти Жанны д`Арк / Страсть Жанны д'Арк / La passion de Jeanne d'Arc / The Passion of Joan of Arc
1945 — Два человека / Två människor

Продюсер
1932 — Вампир: Сон Алена Грея / Vampyr / Not Against the Flesh / Vampyr - Der Traum des Allan Grey — продюсер титрах не указан
1943 — День гнева / Vredens dag / Day of wrath — продюсер титрах не указан
1947 — Сельские церкви / Landsbykirken — короткометражка
1955 — Слово / Ordet — продюсер титрах не указан

Художник
1919 — Председатель суда / Президент / Præsidenten / The President
1921 — Страницы из книги Сатаны / Blade af Satans bog
1925 — Уважай свою жену / Почитай свою жену / Хозяин Дома / Du skal ære din hustru / Master of the House — декоратор
1926 — Невеста из Гломдала / Glomdalsbruden

Актер
1912 — Dodsridtet — Balloon Skipper; короткометражка
1913 — Balloneksplosionen — Balloon Skipper

Актер: Хроника титрах не указан
2012 — Moxina — Carl Theodor Dreyer, хроника; короткометражка

Актер: Играет самого себя
1964 – 1972 — Кинематографисты нашего времени / Cineastes de notre temps — играет самого себя
1966 — Карл Т. Дрейер / Carl Th. Dreyer — играет самого себя; короткометражка
1969 — Дневники, заметки и наброски / Diaries Notes and Sketches — играет самого себя
1995 — Карл Теодор Дрейер: Моя профессия / Carl Th. Dreyer: Min metier — играет самого себя, хроника
gera
Site Admin
 
Сообщения: 670
Зарегистрирован: Вс ноя 14, 2010 9:01 pm

Вернуться в Режиссёры зарубежного кино

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron